КОЛОМИНСКИЙ

КОЛОМИНСКИЙ
Яков Львович (р. 1934) — белорусский психолог, специалист в области возрастной, педагогической и социальной психологии. Д-р психологических наук (1981), профессор (1982). Д. чл. Белорусской академии образования (БАО). Засл. деятель науки Республики Беларусь (РБ). Гл. ред. журнала Психология (Минск). Вице-президент Общества психологов СССР (1989). Организатор и научный руководитель отделения психологии Национального института образования РБ. Закончил педагогический фак-т Минского государственного педагогического ин-та им. A.M. Горького (1951 — 1955). Преподавал педагогику и психологию в педучилище (Гродненская обл., 1955—1958), был воспитателем и учителем школы-интерната (Минск, 1958— 1960). В I960 поступил в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), где под руководством Л.И. Божович в 1963 г. защитил канд. дис. Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе, где впервые в отечественной психологии был применен социометрический метод Дж. Морено. В 1978 г. возглавил в Минске кафедру Общей и детской психологии Белорусского Государственного педагогического ун-та. В 1980 г. защитил докт. дис: Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности. Экспериментальные и теоретические исследования вел на стыке возрастной, педагогической и социальной психологии. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического общения. Были установлены общие и возрастные структурно-динамические закономерности функционирования системы личностных взаимоотношений в малых группах и коллективах: статусная структура, динамика положения личности и персональных предпочтений в группах, взаимность и характер взаимоотношений. Разработана система описательных и объяснительных понятий и методов для анализа рефлексивно-перцептивного отражения личностью взаимоотношений в группе. При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как парадокс осознания, сущность которой в том, что члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом — переоценивают) свое положение в группе. Предложил и содержательно раскрыл понятия:социально-психологическая рефлексия (измеряемая рефлексивными коэффициентами осознанности отношений и положения в группе); социально-психологическая перцепция (измеряемая перцептивными коэффициентами отношений и положения в группе); социометрические установки личности (характеризующие тенденцию личности приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса). Выявил и исследовал явление презумпции взаимности, описал основные структурные единицы системы личных взаимоотношений — круги желаемого общения, ранжированных предпочтений. Исследовал и описал дифференциальную характеристику личности, обозначенную как социально-психологическая наблюдательность , важную для деятельности в системе человек-человек, разработал процедуру ее измерения. Разработал типологию стиля педагогического взаимодействия, установил детерминированность педагогического взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Был предложен и апробирован экспериментальный метод изучения межличностных отношений — аутосоциометрия. Основные научные труды: Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса, Минск, 1969); Учитель и детский коллектив , Минск, 1975, в соавт.; Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности), Минск, 1976, 2000; Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений, Минск, 1984; Социальная психология школьного класса, Минск, 1997; Социальная педагогическая психология, СПб, 1999, в соавт.; Психология детей шестилетнего возраста, Минск, 1999, в соавт. и др. С. А. Игумнов


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "КОЛОМИНСКИЙ" в других словарях:

  • Коломинский, Сергей — авт. оч. "Торговля солью на Руси в XVI XVII в.в." (Киев, 1912). {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Коломинский, Яков Львович — (1934 г.р.)    Российский, белорусский психолог, доктор психологических наук (1981), профессор (1982).    Закончил педагогический факультет Минского Государственного пединститута им. Горького (1951). Является заведующим кафедрой общей и детской… …   Кто есть кто в российской психологии

  • КОЛОМИНСКИЙ Яков Львович — (р. 1934) белорусский психолог, спец. в обл. возрастной, пед. и социальной психологии. Докт. психол. наук (1981), проф. (1982). Действ. чл. Белорус. академии образования (БАО). Засл. деятель науки Республики Беларусь. Гл. ред. журнала… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Педагогическое взаимодействие: виды — Педагогическое взаимодействие (П. в.) осуществляется в 2 осн. видах: 1) индивидуальное взаимодействие педагога с учеником, диадическое О. «лицом к лицу» и 2) фронтальное О. педагога с целым классом или группой детей в подсистеме «учитель ученик… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Педагогическое общение и педагогическое взаимодействие — В широком смысле слова Пед. О. специфический вид О. преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее опр. пед. функции (А. А. Леонтьев); это «система органичного социально психол. взаимодействия педагога и …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Список книг серии «Эврика» — В списке представлены книги, изданные в книжной серии «Эврика» в 1962 1991 годах. Названия книг и фамилии авторов отсортированы по годам выхода книг и фамилиям авторов в алфавитом порядке, если авторов более одного  они указываются в… …   Википедия

  • Гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. Понятие идентичность впервые… …   Термины гендерных исследований

  • Педагогическое общение : стиль — Стиль операциональные проявления педагога: диктаторские, демократические, попустительски либеральные (по К. Левину). Существуют типологии, основанные на характеристиках внутр. компонентов отношения педагога и учащихся «устойчиво положительный»,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • СОЦИОМЕТРИЯ —         (от лат. societas общество и греч. измеряю), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками.         Термин «С.» появился …   Философская энциклопедия

  • Црен — большая сковорода выварки соли из рассола. Иногда называется «чрен» или «цырен». Для вываривания соли строился очаг, над которым закреплялся црен. От соляного колодца по желобам сюда поступал соляной рассол. После кипячения и полного испарения… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»